Урок по литературе в 6классе:
«Любить природу – любить Родину»
(по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Эпиграф: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю».
Цель урока: Формирование патриотизма, воспитание чувства любви к родной природе, развитие устной речи учащихся, обучение выразительному чтению текста.
Оборудование: Рисунки, картины русских художников, выставка книг художественной литературы о природе.
Теория: Эпитеты, метафоры, олицетворения.
Ход урока:
Беседа:
- Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины.
- Где вам нравиться больше всего бывать?
- Какие животные и растения есть у нас?
- Каких птиц вы встречали?
- Вечернюю зарю мы путаем с закатом солнца. Дайте правильный ответ. Какими бы красками вы изобразили бы зарю и заходящее солнце?
Чтение сочинений учащимися: «Любимый уголок родной природы».
Слово учителя:
Своими рассказами вы убеждаете меня в том что любите природу нашего края. И вот рисунки подтверждают это! (выставка работ учащихся).
Наша природа скромна и тиха, нет больших рек, озёр и лесов. Пусть она не приметна, но мы её любим потому что здесь родились, здесь наши родители, деды и прадеды.
Чтение стихов русских поэтов о природе (по выбору учителя): читают учащиеся и учитель.
Слово учителя:
На уроках литературы мы знакомились с произведением М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
- Так о чём же эта сказка? (о том что необходимо для того, чтобы жить и о том без чего жизнь оказывается невозможной, так считает писатель).
- Что же по Пришвину включает в себя понятие «жизнь»?
Формула жизни
Что необходимо? |
Жизнь |
Без чего невозможно? |
Любить природу- |
Учёба |
Доброта |
Любить Родину |
Каникулы |
Борьба |
|
Спорт |
Забота |
|
Путешествия |
Трудолюбие |
- Для вывода этой формулы обратимся к тексту заданных страниц: (чтение учащимися текста).
Вопросы к тексту:
1) В чём правда Антипыча?
2) Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы чего против чего.
3) Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду?
4) Какое богатство и какие заботы достались детям после смерти родителей?
Слово учителя:
Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, тесную связь всего существующего на земле, необходимо рассмотреть вопрос: почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (Мы думаем, что они люди).
- К какому изобразительно – выразительному средству языка прибегает автор? (Олицетворение). Найдите ещё другие выразительные средства языка и дайте им определение.
Беседа по картинам о природе русских художников. (По выбору учителя).
Слово учителя:
Что такое кладовая солнца и на сколько хватит торфа, леса, ягод, зверей, птиц, если не беречь природу и не восполнять её. Конечно же, все запасы со временем иссякнут, поэтому всем людям необходимо понять, что они должны быть рачительными хозяевами, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу. Если же человек только берёт от природы, он погубит сначала её, а потом и себя. (Природа друг – союзник по тексту).
Кто - то из великих учёных сказал, что с первым срубленным деревом появилась цивилизация, а с последним срубленным деревом она погибнет.
Вывод:
Природу за её дары и щедрость мы должны любить и охранять.
Домашнее задание:
Подготовить устный рассказ по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» о Насте и Митраше.