Урок по литературе в 6классе:

«Любить природу – любить Родину»

(по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

 

Эпиграф: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю».

Цель урока: Формирование патриотизма, воспитание чувства любви к родной природе, развитие устной речи учащихся, обучение выразительному чтению текста.

Оборудование: Рисунки, картины русских художников, выставка книг художественной литературы о природе.

Теория: Эпитеты, метафоры, олицетворения.

                                            Ход урока:

Беседа:

- Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины.

- Где вам нравиться больше всего бывать?

- Какие животные и растения есть у нас?

- Каких птиц вы встречали?

- Вечернюю зарю мы путаем с закатом солнца. Дайте правильный ответ. Какими бы красками вы изобразили бы зарю и заходящее солнце?

Чтение сочинений учащимися: «Любимый уголок родной природы».

Слово учителя:

Своими рассказами вы убеждаете меня в том что любите природу нашего края. И вот рисунки подтверждают это! (выставка работ учащихся).

Наша природа скромна и тиха, нет больших рек, озёр и лесов. Пусть она не приметна, но мы её любим потому что здесь родились, здесь наши родители, деды и прадеды.

Чтение стихов русских поэтов о природе (по выбору учителя): читают учащиеся и учитель.

Слово учителя:

На уроках литературы мы знакомились с произведением М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

- Так о чём же эта сказка? (о том что необходимо для того, чтобы жить и о том без чего жизнь оказывается невозможной, так считает писатель).

- Что же по Пришвину включает в себя понятие «жизнь»?

Формула жизни

 

Что необходимо?

Жизнь

Без чего невозможно?

Любить природу-

Учёба

Доброта

Любить Родину

Каникулы

Борьба

 

Спорт

Забота

 

Путешествия

Трудолюбие

 

 

- Для вывода этой формулы обратимся к тексту заданных страниц: (чтение учащимися текста).

                                          Вопросы к тексту:

1)     В чём правда Антипыча?

2)     Почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы чего против чего.

3)     Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду?

4)     Какое богатство и какие заботы достались детям после смерти родителей?

Слово учителя:

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, тесную связь всего существующего на земле, необходимо рассмотреть вопрос: почему мы сочувствуем искалеченным деревьям? (Мы думаем, что они люди).

- К какому изобразительно – выразительному средству языка прибегает автор? (Олицетворение). Найдите ещё другие выразительные средства языка и дайте им определение.

Беседа по картинам о природе русских художников. (По выбору учителя).

Слово учителя:

Что такое кладовая солнца и на сколько хватит торфа, леса, ягод, зверей, птиц, если не беречь природу и не восполнять её. Конечно же, все запасы со временем иссякнут, поэтому всем людям необходимо понять, что они должны быть рачительными хозяевами, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу. Если же человек только берёт от природы, он погубит сначала её, а потом и себя. (Природа друг – союзник по тексту).

Кто - то из великих учёных сказал, что с первым срубленным деревом появилась цивилизация, а с последним срубленным деревом она погибнет.

Вывод:

Природу за её дары и щедрость мы должны любить и охранять.

 

Домашнее задание:

Подготовить устный рассказ по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» о Насте и Митраше.

 

 

Сайт создан в системе uCoz