Урок по химии в 11 классе по теме: "Классификация химических реакций".

(Учитель Щеголеватых В.Н.)

 

              

Цели:

  1. Обобщить сведения о химических реакциях.

  2. Рассмотреть ряд проблем, которые являются ключевыми для понимания окислительно-восстановительной реакции.

Задачи:

Обучающая:

Воспитательная:

Развивающая:

Оборудование:

1. Таблицы “Классификация химических реакций”, “Окислители и восстановители”.

2. Карточки с заданиями.

3. Хлорная вода, иодид калия, крахмальный клейстер, толуол, перманганат калия, пробирки, пипетка.

4. Ребусы.

Ход урока

1. Оргмомент (отметить отсутствующих, сообщить тему, цели и задачи урока).

2. 1) Ответ учащегося по опорному конспекту:

Опорный конспект. (Приложение)

2) Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

3) Определить окислители и восстановители в уравнениях, и подумав, ответить.

Почему реакция а) классифицируется как межмолекулярная окислительно-восстановительная реакция, б), в) относятся к внутримолекулярным реакциям, г) и д) к реакции диспропорционирования?

а)

б) 2

в) 2

г) С

д) 3

4) Какие вещества чаще всего выступают в роли окислителей, а какие в роли восстановителей?

Учащимся предлагается разгадать ребусы

Учитель ставит перед учащимися вопрос: Есть ли в органической химии окислительно-восстановительные реакции?

Демонстрационный эксперимент.

1.

(Методом электронного баланса учащиеся составляют уравнение реакции).

2. Используя метод электронного баланса расставить коэффициенты в уравнении окисления пропана.

Ответ:

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

Опыт никогда не ошибается, ошибаются ваши суждения, ожидая от него такого действия, которое не является следствием ваших экспериментов. (Леонардо да Винчи)

Продукты реакции зависят от условий проведения реакции.

Типичные окислители. (Приложение)

Типичные восстановители. (Приложение)

Предлагается посмотреть два демонстрационных опыта.

Опыт 1. Взаимодействие веществ в растворе при избытке восстановителя.

Нальем в стаканчик 20-30 мл раствора иодида калия и при непрерывном помешивании стеклянной палочкой добавим к нему по каплям хлорную воду. После добавления первой же капли хлорной воды появляется желтое окрашивание, интенсивность которого возрастает. После добавления пяти капель хлорной воды добавим к раствору крахмал. Появление ярко-синей окраски свидетельствует об образовании в растворе свободного иода.

Опыт 2. Взаимодействие веществ в растворе при избытке окислителя.

Нальем в стаканчик 20-30 мл хлорной воды и при непрерывном помешивании добавим по каплям раствор иодида калия. После добавления 5 капель, перемешав, прильем к раствору крахмал. В этом случае крахмал не синеет. В избытке окислителя реакция идет иначе.

Задание на дом: Используя таблицу окислителей и восстановителей, записать уравнения приведенных реакций.

Расчетные задачи.

1 уровень.

№ 6 – 103 стр. 45, № 6- 100 стр. 45 из задачника под редакцией Ходакова.

2 уровень.

Какая масса перманганата калия потребуется для окисления сульфата калия массой 8 г, находящегося в нейтральном растворе.

3 уровень.

При окислении избытком перманганата калия 20 % соляной кислотой (). Получен хлор, который вытесняет 25,4 г иода из раствора иодида калия. Какой объем соляной кислоты был взят для реакции.

(Учитель, пройдя по рядам проверил решение задач).

5. Используя карточки, составить уравнения окислительно-восстановительных реакций и продолжить начатую фразу.

X

И

М

И

Я

-

Э

Т

О

MnO2

+

HCl

—>

MnCl2

+

H2O

+

Cl2

З

Н

А

Н

И

Е

-

 

 

HCl

+

KMnO4

—>

MnCl2

+

Cl2

+

KCl

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Е

З

Т

Р

У

Д

А

 

H2S

+

HNO3

—>

H2SO4

+

NO2

+

H2O

6. Выставление оценок за урок.

7. Домашнее задание: п. 1 Скорость химических реакций. № 1 – 5.

Подведение итогов урока.

Дать классификацию реакции

Выводы:

  1. Степень окисления не совпадает с валентностью, так как она условная величина.

  2. Ход окислительно-восстановительных реакций зависит от условий проведения опыта (среда раствора, избыток окислителя или восстановителя).

  3. Окислительно-восстановительные реакции характерны как для неорганической, так и для органической химии (единство органического и неорганического мира).

 

 

 

Внеклассное мероприятие по химии

 «Ярмарка эрудитов»

                                                   Учитель химии: Щеголеватых В.Н.

 

Цель: Развивать познавательный интерес к предмету.

           Воспитывать  самостоятельность в приобретении новых знаний.

          Учить быстро ориентироваться в экстремальных ситуациях.

 

Оборудование: магнитофон, столы и стулья для команд.

 

 

    Эпиграф к нашему занятию: Другого ничего в природе нет ,

                                                     Ни здесь ни там в космических глубинах

                                                     Все: от песчинок малых до планет

                                                      Из элементов состоит единых.

 

Сегодня мы проводим с вами «Ярмарку эрудитов». Ярмарка эрудитов, что это такое? В толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «ярмарка» означает большой торг обычно с развлечениями, увеселениями. Самое главное на  ярмарке торг и товар. Я- покупатель , а вы – купцы. Ваш товар- знания, и всем хочется, чтобы оказались добротными. Продав свой товар , вы станете самостоятельными людьми. У вас появится капитал, который обычно хранят в самом надежном месте, в банке. В нашем банке хранится вот такая валюта –(жетоны). Каждая ярмарка славится своими торговыми рядами.

        Пожалуйста, активно отвечайте на вопросы. Вдумайтесь в высказывания академика А. Яблокова: «Все, что вы говорите, любое ваше предложение- это этап познания, поэтому оно правомерно».

 

В игре участвуют 2 команды: команда мальчиков и команда девочек.

 

    

 

   Первый торговый ряд «Дальше, дальше»

 

 

Вопросы первой команде.

 

1.Ввзаимодействие атомов, обусловленное перекрытием их электронных облаков    ( химическая связь).

2. Связь между типичным металлом и неметаллом ( ионная).

3. Число химических связей (валентность).

4.Тип кристаллической решетки у воды (молекулярная).

5. Явления , при которых одни вещества превращаются в другие (химические реакции).

6. Реакция между кислотой и щелочью (нейтрализация)

7. Реакции, протекающие с выделением теплоты (экзотермические).

8. Вещества, которые ускоряют химическую реакцию, но сами при этом остаются без изменения (катализаторы).

 

 

Вопросы второй команде .

 

1.     Связь, которая осуществляется свободными электронами (металлическая).

2.     Тип кристаллической  решетки у алмаза (атомная).

3.     Условный заряд элемента в соединении, когда все связи считаются ионными (степень окисления).

4.     Реакции, протекающие с изменением степени окисления (окислительно- восстановителбные).

5.     Химические реакции, протекающие во взаимно- противоположных направлениях при одних и тех же условиях (обратимые).

6.     Количество теплоты, которое выделяется в результате реакции (тепловой эффект).

7.     Распад вещества на ионы (диссоциация).

8.     Вещество, образующееся при фотосинтезе (хлорофилл).

 

 

ВТОРОЙ ТОРГОВЫЙ РЯД «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК».

 

Я БУДУ ОПИСЫВАТЬ ОДИН ИЗ ПРЕДМЕТОВ , ЛЕЖАЩИХ В ЧЕРНОМ ЯЩИКЕ. Вы должны  как можно быстрее отгадать его.

1. Это вещество содержится в слюне, в желудочном соке. Наличие его в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток живого организма. Без этого вещества не могут жить люди и животные. Взрослому человеку его необходимо 8-10 г. ежесуточно. У всех народов это вещество символ гостеприимства. (поваренная соль).

2. Вопрос задает ученица 10 класса .

М.В. Ломоносов писал о пользе этого вещества:

 

              « Напрасно о вещах те думают,

                                                         Шувалов,

               Которые ЕГО чтут ниже

                                                         минералов,

               Приманчивым лучом

                                              блистающих в глаза.

              Не меньше пользы в Нем,

                                              не меньше в НЕМ краса.

               Не редко я для той

                                         С Парнасских гор спускаюсь;

               И ныне от нея на верх их

                                                     возвращаюсь,

                  Пою перед тобой в восторге

                                                     похвалу,

                  Не камням дорогим ,

                                              Не злату , но ЕМУ. 

                  И как я ОНОЕ хваля

                                              Воспоминаю,

                   Не ломкость лживого

                                             Я счастья представляю.

                   НЕ должно тленности

                                            Примером ТОЕ быть,

                  Чего и сильный огнь

                                            Не может разрушить;

                  ОНО им рождено; огонь ЕГО

                                                           Родитель»

                         

                                                                                      (стекло)

3. Это вещество- самое большое богатство на свете и самое прихотливое. С ним к нам возвращаются силы. Нельзя сказать, что оно необходимо для жизни. Это вещество- сама жизнь. У него нет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

                                                                                         (вода)

4. Если вы хотите быть здоровыми, то помните, что вы должны ежедневно употреблять его в пищу. Больше всего его в рисе. Из продуктов, полученных при его гидролизе, делают пряники, мармелад, конфеты. Если вы хотите иметь хорошее настроение, ежедневно употребляйте чудо- напиток , приготовленный из него.

                                                                                  (крахмал)

                                       

 

 

 

                                      Третий торговый ряд «Заморочки из бочки»

 

1.       Чтобы скрыть следы преступления, преступник сжег окрававленную одежду жертвы. Однако, судебно- медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

                              ( После сгорания остаются неорганические соединения. Гемоглабин крови содержит много железа. Значит, на одежде была кровь.)

2.       Если правильно определите названия химических элементов, то из первых букв этих знаков получите имя и фамилию учекного.

Ar,Li,Eu,K, S,Ar,Na,Db,B,U,Te,Li,Eu,Ra,Os,Y.

                           (Александр Бутлеров)

 

 

                               Загадки зрителям.

        «О химических элементах, о простых и сложных веществах»

 

Очень важным я считаюсь

Широко я применяюсь

Из боксита меня получают

И металлом 20 века считают.

                                            Металл я самый твердый на планете

                                            И лучше нет моих сплавов на свете

                                            Железо от ржавчины я защищаю

                                            И внешний вид при том я улучшаю.

Воду я мутить умею

Но какую? Вам сказать не смею

Всеми вами выдыхаюсь

И различно называюсь.

                                             Я в малахите нахожусь

                                             Легко и быстро я куюсь

                                              И чтоб меня вам угадать

                                              Состав лишь малахита надо знать

Рождаю воду когда я сгораю

И аэростаты наполняю

С кислородом образую

Смесь горящую, взрывную.

                                              В природе широко встречаюсь

                                               И газом жизни называюсь

                                                Легко лучиной ты меня откроешь

                                      Когда соль марганца при нагревании разложишь

Металл я самый тугоплавкий на планете

И тверже нет моих сплавов на свете

Как только лампочки включаешь

Меня ты мигом накаляешь.

                                              Под керосином я хранюсь

                                              В природе в соли нахожусь

                                              И цветом желтым огонь мой пылает

                                              Лишь только соль моя на него попадает.

 

 

 

          Четвертый торговый ряд «Мы- мастеровые»

1.     Как простым способом можно отличить соли угольной кислоты от нитратов, сульфатов, хлоридов? (добавить любой кислоты).

2.     Человек выдыхает в сутки до 1100 г. углекислого газа .Какой объем занимает столько углекислого газа?

 

            Звучит песня на мотив «Маленькая страна»

Химия цариц наука

Химия всех важней

Синтез различных компонентов –

Это подвластно ей.

Может помочь в беде больному

И чудо сотворить

Может согреть зимой холодной

Нам без нее не жить.

 

Припев:       Химия, химия

                     Ты для людей важна

                    Химия –будущее наше

                      Нет жизни без тебя.

 

Ты подчинила все стихии

Воду, металл, огонь.

Без кислорода нет жизни в мире

Свет нам дает неон.

«Феррум» находится в клетках крови

Без «аш-два-о» нам не жить

Химию в школе изучают

Чтобы ей жизнь посвятить.

 

Припев.

 

 

    Подведение итогов: награждение команд и участников грамотами, лентой победителя «Эрудит химии».

 

Сайт создан в системе uCoz