История, обществознание.

                                      Урок по истории в 11 классе. Учитель Ледовская Нина Васильевна.

Тема урока: «Эпоха петровских преобразований». 

Место урока в системе уроков: обобщающий

                                                        « Россия в конце 17 – 18 вв»

Цели урока:    Повторение и обобщение  пройденного материала,  создание ситуаций для

                         1) индивидуального  и коллективного творчества, приобретение

                             уч-ся опыта в   нестандартных (ситуациях) условиях;

                         2) привлекая справочный  и энциклопедический материал расширить             кругозор учащихся  по данному разделу отечественной истории,   заострить внимание на наиболее важных событиях;

                         3) воспитание любви к Отечеству, гордости за народный подвиг во имя  величия Родины.

Оборудование: Карта «Российская империя в 18 веке», портреты исторических деятелей,

                           исторические картины.

Форма проведения урока: нестандартная, с элементами игровых ситуаций.

Условия проведения урока: Класс делится на две команды, примерно одинаковые по  уровню знаний.

Эпиграф урока: Россия, едва известная некогда по имени, теперь сделалась предметом внимания большинства держав Европы, которые ищут ее дружбы, или боясь ее враждебного отношения к их интересам, или надеясь на выгоды от союза с ней.

                                                                                  Компредон, посол Франции в России

Эпиграф служит темой сочинения – эссе в конце урока.

Игра поделена на индивидуальные  и командные туры. Играют 2 команды  по 6 человек.

Они же разыгрывают личное первенство.

Эпиграф к уроку.

Индивидуальный 1 тур    Блиц  Мозговой штурм.

Каждый ученик отвечает на 2 (3) тестовых вопроса.

Первые военные операции Петра Алексеевича.

       а) Азовские походы

       б) Походы против шведов

       в) Походы к берегам Черного моря

Главная цель Азовских походов.

 а) Получить выход к морю.

 б) Нанести поражение Турции.

 в) Петр желал проявить себя в качестве полководца

3. В истории Московского государства это был первый выезд монарха за границу.           Назовите имя монарха.

 а) Борис Годунов

 б) Алексей Михайлович.

 в) Петр Алексеевич.

 г) Михаил Федорович.

4. Определите цели Великого посольства.

 а) Установить тесные отношения с Испанией.

 б) Научить молодых дворян искусству управления кораблями и кораблестроением.

 в) Создать общеевропейскую антитурецкую коалицию.

5. (Меркантилизм-это)- политика меркантилизма .

а) Поощрение частной промышленности.

б) Государственная  политика, направленная на поощрение частного предпринимательства.

в) Государственная политика, направленная на внедрение иностранных товаров на отечественный рынок

 6. Протекционизм- это

а) Экономическая политика, направленная на поощрение  частной собственности.

б) Ограждение национального производителя от иностранных конкурентов. 

в) Помощь иностранному  производителю в проникновении на отечественный рынок.

7. Важнейшими видами мануфактур при Петре I были:

а) Химические.

б) Металлургические.

в) Текстильные.

8. При Петре I был введен основной прямой налог, который назывался:

а) Пожилое.

б) Подушная подать.

в) Подворное обложение.

9. Петр I создал органы власти, которые вошли в историю под названием:

а) Ассамблеи.

б) Коллегии.

в) Приказы.

10. С 1702 г. В России стала издаваться первая печатная газета:

а) Куранты

б) Ведомости

г) Новости

11. Сенат – это

а) совещательный орган при царе.

б) высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе

в) орган, заменивший Земский Собор.

12. Согласно Табеля о рангах в России появилась новая система

а) государственной власти

б) бюрократии 

в) управления в армии

13. Лицо,  наблюдавшее за деятельностью государственного аппарата и возглавлявшее сенат, носило титул

а) обер- прокурор

б) патриарх

в) генерал – прокурор

14. Первый в истории России музей назывался: 

а) Эрмитаж

б) Кунсткамера

в) Ассамблея

15. «Юности честное зерцало»-это

а) большая книга о хороших манерах, составленная для молодых людей во времена царствования Петра I 

б) название журнала для молодежи, который выпускался в начале 18 в.

в) название первой в истории энциклопедии для юных.

16. Сражение, названное Петром I «матерью посет баталии» произошло 

а) под Нарвой. б) под Дерптом. в) у  дер. Лесной. 

17. Мазепа вошёл в историю, как

а) украинский поэт 

б) знаменитый кораблестроитель из Голландии 

в) гетман Украины, предавший Петра в Северной войне и перешедший на сторону шведов. 

18. Полтавская битва произошла

а) в 1708 г. 

б) в 1709 г.

в) в 1710 г. 

19. Сражение у мыса Гангут  состоялось 

а) 1712 г 

б) 1720 г 

в) 1714 г

20. Основание Санкт-Петербурга относится

а) к 1709г 

б) к 1714г

в) к 1703г 

21. Битва у деревни Лесная, произошла в 

а) 1708г 

б) 1706г 

в) 1712г 

22. Северная война длилась с:

а) 1700 по 1712 г.

б) 1700 по 1721 г. 

в) 1700 по 1724 г. 

23. Сражение у о-ва Гренгам произошло:

а) 1718г 

б) 1715г 

в) 1720г  

24. Каспийский поход состоялся: 

а) 1721 – 1722

б) 1722 – 1723 

в) 1724 – 1725 

2 тур       Командная игра 

«Хронологическая головоломка»   

По 2 человека от команды садятся отдельно для выполнения задания. 

Расставить в хронологической последовательности следующие события: 

Пара, выполнившая задание быстрее всех, зарабатывает дополнительный балл для команды. 

а) Ништадтский мир 

б) Губерн. реформа 

в) Подушная перепись (первая ревизия) 

г) Поражение русских под Нарвой

д) Азовские походы 

е) Сражение у о-ва Гангут 

ж) Полтавская битва 

з) Учреждение Сената 

и) Восстание Булавина 

к) Табель о рангах

    -  д, г, и, ж, б, з, е, в, а, к.

Соотнесите даты и события 

а) 1721    30 авг.            1. Сражение у деревни Лесная. 

б) 1714    27 июля         2. Принятие Петром I титула императора 

в) 1708    28 сент.          3. Сражение под Полтавой 

г)  1721   22 окт.            4. Ништадтский мир со Шведами 

д)  1709   27 июля         5. Сражение при Гангуте.

         а-4   б-5   в-1   г-2   д-3 

а) 1707-1708                 1. Башк. вост. 

б) 1700-1721                 2. Астр. вост. 

в) 1697-1698                 3. Сев. война 

г) 1705-1711                  4. Великое посольство

         а-4   б-3   в-5   г-1   д-2 

3 тур  Юный архивариус 

Работа с историческими документами. 

1 команда С. М. Соловьева  « Госуд-е доходы в период царствования Петра I» стр 156.  

2 команда   « Устав о наследии престола»  5 февр. 1722г  стр 172-173.

Работа идет одновременно с хронолог. головоломкой

-Разбор вопросов к документам.

-Проверка хронологич. головоломок 

-Выставление баллов 

4 тур   Петр I в литературе.  

Имя Петра Великого широко освещено в отечественной литературе, поэзии, искусстве.

Мы попытаемся сегодня лишь приоткрыть эту широкую тему. 

1. А.С. Пушкин называл Петра I  «шкипером славным» 

    «… Кем наша двинулась земля

           Кто мощно придал бег державный

           Рулю родного корабля».

    Прокомментируйте данное Пушкиным сравнение. Как вы считаете, была ли у Петра I  программа преобразований  или, может быть, он действовал стихийно,  ориентируясь по обстановке.  Свой ответ аргументируйте. 

2.  И снова Пушкин. Согласны ли вы с Пушкиным, который так отозвался о Петре в стихотворении «Стансы». 

     То академик, то герой, 

     То мореплаватель, то плотник

     Он всеобъемлющей душой

     На троне вечный был работник.

Прокомментируйте строки этого стихотворения.

3. Дм. Мережковский высказался о Петре I  следующим образом:

    «Одни прославляют Петра I, другие шлют ему проклятья. 

      Для одних он – чудо,  для других – чудовище».

       Основываясь на своих знаниях об этой личности, прокомментируйте это 

      высказывание.

      Представьте разные точки зрения  о Петре I  и его деятельности.

4. Воронежский поэт В.Гордейчев  писал: 

    Все было – беды и победы, 

    Но высшей славой знаменит, 

    Из всех царей забвенью не дан, 

    Один в Воронеже стоит, 

    Ему за труд его пристало

    Ожить и в нашем далеке

    Смотреть на город с пьедестала

    С свинцовым якорем в руке.

Почему Петр I один из всех царей «забвенью не дан» именно в Воронеже? 

Как связано имя Петра с Воронежем? 

5 тур   «Птенцы гнезда петрова»

Командный зачет 

1. Соотнести исторических персонажей и их деятельность. 

    Командам даются карточки с именами исторических персонажей и карточки с описанием их деятельности. Учащиеся должны совместить имя  с деятельностью.

 а)  Гос. Деятель, выдвинутый при Петре  I, граф, генерал-аншеф, дипломат. Родился в нем. слободе (сын литовского органиста). Карьеру начал службою в Преображенском полку. В 1711 г. его произвели в полковники, потом в генерал-адьютанты. С 1713 г. по 1721 г. выполнял дипломатические поручения, в 1722 г. стал генерал-прокурором. 

б)  Генерал-адмирал с 1708 г, флотоводец. В 1700 г. возглавил Адмиралтейский приказ, в 1717 г – Адмиралтейц-коллегию. Командовал кораблями в северной войне и во время Каспийского похода. 

В Гангутском  сражении командовал гребными судами. Был обвинен в казнокрадстве, подвергался конфискации имений, очень огромным штрафам, но Петр I  заступился за него. 

в)  Думный дьяк, воспитатель Петра I.  В 1680 г принимал участие в заключении мира с Турцией в Бахчисарае. Сопровождал Петра в 1695 году в Азовском походе. Участник всех развлечений Петра I.

г)  Барон, дипломат, гос. деятель, соратник Петра I .  Был членом Великого посольства, переводчиком. В 1709 году получил должность вице-канцлера. С 1717 г по 1722 г  был вице-президентом  Коллегии иностранных дел. В 1723 г обвинен в должностных  преступлениях. Смертная казнь заменена ссылкой.

д) Швейцарец, с 1678 года на русской службе. Оказал большое влияние на юного Петра, для которого был советником и другом. 

Во время Азовских походов Петр I доверил ему командовать флотом. В 1695 году назначен адмиралом. Его смерть стала для Петра личным горем.

е) Самый ближний соратник Петра. В 1707 году – светлейший князь. В 1727 году – генералиссимус. Член британской королевской академии, талантливый военачальник. 

Сын придворного конюха, был разносчиком пирожков у пирожника, До конца жизни оставался неграмотным, но покровительствовал ученым и образованию. Руководил строительством Санкт-Петербурга.  Был крупнейшим казнокрадом (присвоил 1,5 млн. рублей). Петр часто его бил, но всегда прощал, понимая, что более верного человека около него никогда не будет.

ж)  Русский механик, изобретатель.  Сконструировал токарно-копировальный и

винторезный станки, разработал новую технологию отлива пушек. Был назначен   личным токарем царя в дворцовой мастерской.

з)   Происходил из древнего боярского роду. Полководец, дипломат,  соратник Петра I.  Получил титул графа за подавление Астраханского восстания.  В 1709 году возглавил русскую армию в Полтавской битве, Прутском походе.  В 1701 г первым произведен  в генерал-фельдмаршалы.

а   -    Ягужинский Павел Иванович 

б   -    Апраксин Федор Матвеевич

в   -    Зотов Никита Моисеевич

г   -    Шафиров Петр Павлович

д   -   Лефорт Франц Яковлевич

е   -    Меньшиков Александр Данилович

ж   -   Нартов Андрей Константинович

з    -   Шереметев Борис Петрович

6 тур  Объясни учителю

Каждой команде дается 8-10 карточек с  написанными на них историческими понятиями и терминами. Дается 2 минуты для того, чтобы команда объяснила как можно большее количество понятий  (1 балл за правильный ответ).

Подворная подать   

Подушная подать 

Меркантилизм         

Протекционизм

Приписные крестьяне         

Поссесионные крестьяне

Импорт         

Экспорт

Сенат 

Синод

Губерния       

Коллегия 

Кунсткамера 

Ассамблея

Таможенный тариф 

Мануфактура

7 тур   Кот в мешке.

На стол каждой команде ставится «мешок» с неизвестным содержимым. Учитель дает краткое описание тому, что в нем может находится. Проявив смекалку, логическое мышление и знание истории  вы должны назвать то, что  находится в «мешке». 

Кот  №1.       Здесь находится то, что в петровский период правления на Руси называли   «чертовым яблоком» 

 Кот  №2.     Здесь находится то, за обладание чем,  в зависимости от принадлежности к разным сословиям  надо было платить в казну от 30 до 100 рублей в год, получая от этого удовольствие.

Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

2. Награждение победителей петровскими медалями.

Возвращение к эпиграфу урока. 

Задание на 5 минут: Написать сочинение-эссе, темой которого служит эпиграф урока.

4. Прочесть 1-2 сочинения.

5. Выводы из урока.

Сайт создан в системе uCoz